Психологические концепции саморегуляции человека

СаморегуляцияВ предыдущей статье «Саморегуляция в психологии. Теоретические аспекты саморегуляции человека» мы рассматривали понятие «психическая саморегуляция», которое определили как сознательное воздействие человека на присущие ему психические явления (процессы, состояния, свойства), выполняемую им деятельность, собственное поведение с целью поддержания (сохранения) или изменения характера их протекания.

Эта статья будет посвящена изучению психологических концепций саморегуляции человека.

Интересную концептуальную модель саморегуляции предлагает О.А. Конопкин. Саморегуляцию автор рассматривает как системно-организованный процесс внутренней психической активности человека по инициации, построению, поддержанию, управлению разными видами и формами произвольной активности, непосредственно реализующей достижения принимаемых человеком целей. [2]

Концептуальная модель саморегуляции по О.А. Конопкину состоит из следующих функциональных звеньев:

— принятая субъектом цель деятельности, функция которой заключается в системообразовании;

— субъективная модель значимых условий выражается в комплексе внешних и внутренних условий активности, и при этом несет функцию источника информации;

— программа исполнительских действий включает в себя регуляторную функцию построения, и являясь информационным образованием, определяет характер, последовательность и способы действий;

— система субъективных критериев достижения цели отвечает за конкретизацию и уточнение исходной формы и содержания цели;

— контроль и оценка реальных наличных результатов, которые происходят относительно системы принятых субъектом критериев успеха;

— решение о коррекции системы саморегуляции заключается в том, что субъект может внести изменения по ходу деятельности в любое звено регуляторного процесса.

Определенная внутренняя структура саморегуляции при достаточной сформированности ее отдельных компонентов обеспечивает эффективность деятельности относительно ее цели. При этом компонентная структура саморегуляции инвариантна, постоянна для самых разных видов и форм произвольной активности человека. В зависимости от вида деятельности и условий ее осуществления одни и те же по своим функциям структурные компоненты саморегуляции могут реализовываться разными психическими средствами. [3,4]

В контексте изучения личностной саморегуляции Ю.А. Миславский включает в состав структурно-функциональных компонентов системы саморегуляции  ценности и цели,  идеалы и образ «Я», а так же уровень притязаний и самооценку. Эти компоненты, по мнению автора, соотносимы с концептуальной моделью О.А. Конопкина и  являются процессуальной  динамической  формой  существования  системы, детерминирующей  активность личности. [5]

Ю.А. Голикова и А.Н. Костин предложили обобщенную модель регуляции психической деятельности, которая сочетает  в себе системный и  межсистемный подходы. Данная модель, отражая целостность и неустойчивость процессов регуляции,  включает  в себя три самостоятельные системы: текущую, ситуативную и долгосрочную.

В каждой из этих  систем  выделяется  по три уровня регуляции. Система текущей регуляции подразделяется на активационно-энергетическую стабилизацию, непосредственное взаимодействие  и опосредованную координацию. В системе ситуативной регуляции выделяются уровни эмоционального овладения, ситуативного реагирования и чувственной устремленности.

Уровни долгосрочной регуляции – это уровни программно-целевой организации, личностно-нормативных изменений и мировоззренческих коррекций.

Стоит отметить, что адаптация психофизиологических процессов ответственных за обеспечение жизнедеятельности организма протекает благодаря системе текущей регуляции.

Ситуативная регуляция выражается в эмоциональных реакциях на необычные, внезапные события и проявляется в форме моральных, интеллектуальных, эстетических чувств, связанных с необычностью, новизной, неожиданностью переживаний. Данный вид регуляции позволяет изменить поведение и деятельность, а также совершить некоторый поступок. [8]

При исследовании индивидуально-типических форм произвольной активности В.И. Моросанова выделяет понятие индивидуального стиля саморегуляции  личности. Индивидуальный стиль – это индивидуальное своеобразие саморегуляции и реализации произвольной активности человека.

В.И. Моросанова выделяет следующие стилевые особенности саморегуляции:

— индивидуальные особенности таких регуляторных процессов, как планирование, моделирование, программирование и оценка результатов. Индивидуальные различия заключаются в особенностях развития этих процессов. Так одни процессы более развиты, чем другие.

— особенности регуляторно-личностных свойств, например, самостоятельности, надежности, гибкости, инициативности. В силу их системного характера эти свойства могут выступать как предпосылками формирования того или иного стиля регуляции, так и новообразованиями в процессе его формирования.

Система саморегуляции по В.И. Моросановой рассматривается как целостная, замкнутая структура, открытая информационная система, реализуемая взаимодействием функциональных звеньев.  В общем процессе регуляции функциональные звенья взаимодействуют системно, при этом основанием для обозначения определенных звеньев служат присущие им специфические регуляторные функции.

Саморегуляция

В модели осознанного саморегулирования выделяют следующие звенья: цели деятельности, модели значимых условий, программы исполнительских действий, критерии успешности, оценки и коррекции результатов.

Каждое из звеньев реализуется определенным регуляторным процессом: планирование целей, моделирование условий, программирование реализации активности, оценивания и коррекции результатов активности.

Стиль саморегуляции вырабатывается у человека, благодаря его способности к аккумуляции наиболее типичных способов регуляции достижения целей. Индивидуальный стиль – это не только проявление приспособительной активности, но и активности, преобразующей окружающий мир человека и себя как субъекта этой активности. [6]

Концептуальная модель регуляторного опыта человека, предложенная А.К. Осницким, основывается на осмыслении знаний и возможностей самоуправления в разработке стратегий жизнедеятельности и решении текущих задач. По мнению автора, опыт – это структурированная система знаний, умений и переживаний, влияющая на успешность регуляции деятельности и поведения. В систему саморегуляции входят следующие компоненты опыта: опыт рефлексии и ценностно-мотивационный опыт, опыт привычной активизации, операциональный опыт и опыт сотрудничеств.

В сознании составляющие саморегуляции представлены в виде целей, освоенных умений саморегуляции и образов управляющих воздействий, привычных оценок переживания успеха и ошибочности действий. Формы репрезентации саморегуляции в сознании не ограничиваются вербальными формулировками, а также включают и результаты чувственного опыта. Данные этих двух видов восприятия, циркулируя в системе саморегуляции, обогащают друг друга. При этом механизмом, способствующим синтезу в сознании чувственных оценок и логических умозаключений, является рефлексия как проживание, преодоление и претерпевание ситуации. В большей степени переживание связано с сознанием составляющих саморегуляции, попытками оценки возможностей и результаты использования способов и приемов саморегуляции. [7]

Г.Ш. Габдреева предложила многоуровневую систему регуляции жизнедеятельности. Под жизнедеятельностью человека в данной модели понимаются все возможные проявления его активности.

В этой системе выделяется два блока:

1) внешний блок регуляции – это открытая часть функциональной системы, обеспечивающая выбор оптимальных межличностных отношений, поведения, деятельности и психического состояния;

2) внутренний блок определяет процессы, направленные на сохранение гомеостазиса в относительно закрытой части системы, отвечающей за приспособительную деятельность организма.

Первый и самый высокий уровень системы — социально-психологический. Наибольший интерес здесь представляет регуляция межличностных отношений.

Второй уровень в иерархической (т.е. построенной по принципу подчинения) системе — личностный; важнейшим объектом исследования на этом уровне является регуляция поведения личности.

Третий уровень — уровень психических процессов. На этом уровне изучению подлежат особенности управления и регуляции деятельности.

Четвертый уровень — уровень психических состояний. Объектом исследования являются управление и регуляция психических уровней реагирования, проявляющихся в виде переживаний.

Пятый уровень — уровень регуляции функциональных состояний, динамической стороной которых являются проявления периферической нервной системы (соматического отдела, иннервирующего мышцы, и вегетативного — иннервирующего внутренние органы).

Каждый из уровней в целостной системе регуляции жизнедеятельности связан со всеми остальными, зависит от них и системы в целом. Чем выше уровень, тем более интегрированы его свойства, тем больший вес он имеет в целостной системе. Близкие уровни тесно связаны прямыми нисходящими и восходящими влияниями. Связи между отдаленными уровнями могут быть как прямыми, так и опосредованными промежуточными уровнями системы.

Уровень психических состояний является своеобразной буферной прослойкой сложных взаимоотношений между биологическими и небиологическими факторами среды и личностью, осуществляющей функцию их координации. [1]

Таким образом, большинство авторов в качестве основы саморегуляции рассматривают психические основополагающие. Различия же концепций состоит в том, что одни авторы раскрывают понятие саморегуляции через внутреннюю активность человека (О.А. Конопкин, М.Ю. Миславский, В.И. Моросанова, А.К. Осницкий, Г.Ш. Габдреева), другие − через его взаимодействие с окружающей средой (Ю.А. Голикова и А.Н. Костин).

Изучив теоретические аспекты саморегуляции человека и основные психологические концепции, можно сделать вывод, что дальнейшие исследования проблемы саморегуляции позволят не только выявить механизмы регуляции активности человека, но и применить эти знания на практике. Например, при повышении эффективности профессиональной деятельности или снижении влияния стрессовых факторов на состояние человека.

Одним из эффективных инструментов практической диагностики аспектов индивидуальной саморегуляции является опросник «Стиль саморегуляции поведения», разработанный В.И. Моросановой.

Литература:

  1. Габдреева Г. Ш. Формирование способности самоуправления психическим состоянием. — В кн.: Прикладная психология в высшей школе – Казань, 1979
  2. Конопкин О.А., Степанский В.И. Саморегуляция деятельности в условиях временной неопределенности используемых сигналов. Вопросы психологии — М., 1972
  3. Конопкин О.А. Функциональная структура саморегуляции деятельности и поведения. Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности – М., 1989
  4. Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека. Вопросы психологии №1. – М., 1995
  5. Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте – М., 1991
  6. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции в произвольной  активности человека. Психологический  журнал Т.16 №4,  1995
  7. Осницкий А.К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активности личности – М., 1986
  8. Психология: Учебник / Под ред. А. А. Крылова – М., 1999

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *