Шкала самооценки ситуативной и личностной тревожности Ч. Спилбергера

Шкала самооценки ситуативной и личностной тревожности Ч. Спилбергера адаптирована Ю.Л. Ханиным. Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности  — это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Под личной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающих, отвечая на каждую из низ определенной реакцией. Как предрасположенность, личностная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные, связанных со специфическими ситуациями угрозы его престижу, самооценке, самоуважению.

Ситуативная, или реактивная тревожность как состояние  характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени.

Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма напряженно, выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выявляет у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях и особенно, когда они касаются оценки его компетенции и престижа.

Методика предложена Ч.Д. Спилбергером и позволяет дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние.  На русском языке шкала адаптирована Ю.Л. Ханиным.

Описание. Бланк шкал самооценки Спилбергера включает в себя инструкции и 40 вопросов-суждений, 20 из которых предназначены для оценки уровня ситуативной тревожности (СТ) и 20 – для оценки уровня личностной тревожности (ЛТ).

 

Порядок работы. Исследование может проводиться как индивидуально, так и в группе. Экспериментатор предлагает испытуемым ответить на вопросы шкал согласно инструкции, напоминает, что испытуемые должны работать самостоятельно. На каждый вопрос возможны четыре варианта ответа по степени интенсивности.

Шкала ситуативной тревожности (СТ).

Инструкция: «Прочитайте внимательно  каждое из приведенных ниже определений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросом долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».

 

Суждения

Ответы

Нет, это не так

Пожалуй

так

Верно так

Совершенно верно

1  Я спокоен

1

2

3

4

2

 Мне ничего не угрожает

1

2

3

4

3

 Я нахожусь в напряжении

1

2

3

4

4

 Я внутренне скован

1

2

3

4

5

 Я чувствую себя свободно

1

2

3

4

6

 Я расстроен

1

2

3

4

7

 Меня волнуют возможные неудачи

1

2

3

4

8

 Я ощущаю душевный покой

1

2

3

4

9

 Я встревожен

1

2

3

4

10

 Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения

1

2

3

4

11

 Я уверен в себе

1

2

3

4

12

 Я нервничаю

1

2

3

4

13

 Я не нахожу себе места

1

2

3

4

14

 Я взвинчен

1

2

3

4

15

 Я не чувствую скованности, напряженности

1

2

3

4

16

 Я доволен

1

2

3

4

17

 Я озабочен

1

2

3

4

18

 Я слишком возбужден и мне не по себе

1

2

3

4

19

 Мне радостно

1

2

3

4

20

 Мне приятно

1

2

3

4

Шкала личностной тревожности

Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно, определенную цифру. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».

Суждения

Ответы

Никогда

Почти никогда

Часто

Почти всегда

1

 У меня бывает приподнятое настроение

1

2

3

4

2

 Я бываю раздражительным

1

2

3

4

3

 Я легко могу расстроиться

1

2

3

4

4

 Я хотел бы быть таким же удачливым как и другие

1

2

3

4

5

 Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть

1

2

3

4

6

 Я чувствую прилив сил, желание работать

1

2

3

4

7

 Я спокоен, хладнокровен и собран

1

2

3

4

8

 Меня тревожат возможные трудности

1

2

3

4

9

 Я слишком переживаю из-за пустяков

1

2

3

4

10

 Я бываю вполне счастлив

1

2

3

4

11

 Я все принимаю близко к сердцу

1

2

3

4

12

 Мне не хватает уверенности в себе

1

2

3

4

13

 Я чувствую себя беззащитным

1

2

3

4

14

 Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей

1

2

3

4

15

 У меня бывает хандра

1

2

3

4

16

 Я бываю доволен

1

2

3

4

17

 Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня

1

2

3

4

18

 Бывает, что я чувствую себя неудачником

1

2

3

4

19

 Я уравновешенный человек

1

2

3

4

20

 Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах

1

2

3

4

 

Ключ

Номер суждения

Ответы

1 4 3 2 1
2 4 3 2 1
3 1 2 3 4
4 1 2 3 4
5 4 3 2 1
6 1 2 3 4
7 1 2 3 4
8 4 3 2 1
9 1 2 3 4
10 4 3 2 1
11 4 3 2 1
12 1 2 3 4
13 1 2 3 4
14 1 2 3 4
15 4 3 2 1
16 4 3 2 1
17 1 2 3 4
18 1 2 3 4
19 4 3 2 1
20 4 3 2 1
Сумма СТ=

 

Номер суждения

Ответы

1 4 3 2 1
2 1 2 3 4
3 1 2 3 4
4 1 2 3 4
5 1 2 3 4
6 4 3 2 1
7 4 3 2 1
8 1 2 3 4
9 1 2 3 4
10 4 3 2 1
11 1 2 3 4
12 1 2 3 4
13 1 2 3 4
14 1 2 3 4
15 1 2 3 4
16 4 3 2 1
17 1 2 3 4
18 1 2 3 4
19 4 3 2 1
20 1 2 3 4
Сумма ЛТ=

Итоговый показатель по каждой из шкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом, чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной). При интерпретации показателей можно ориентироваться на следующие ориентировочные оценки тревожности: до 30 баллов – низкая; 31-34 баллов – умеренная; 45 и более – высокая.

Литература: Е.И. Рогов Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1996. С. 234

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *