Тест-опросник субъективного контроля (УСК) Дж. Роттера

размещено в: Тесты | 27

Тест-опросник субъективного контроля (УСК) Дж. Роттера адаптирован Е.Ф. Бажиным, С.А. Голыкиной, А.М. Эткиндом.

Цель методики: изучение уровня субъективного контроля.

Инстукция: вам предлагается ряд утверждений. Последовательно прочитайте их и выразите свое отношение к каждому пункту, используя семибальную шкалу от –3 («полностью не согласен») до +3 («полностью согласен»). Баллы занесите в бланк ответов.

Вопросы:

  1. Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий человека.
  2. Большинство разводов происходит от того, что люди не захотели приспособиться друг к другу.
  3. Болезнь — дело случая; если уж суждено заболеть, То ничего не поделаешь.
  4. Люди оказываются одинокими из-за того, то сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.
  5. Осуществление моих желаний часто зависит от везения.
  6. Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатии других людей.
  7. Внешние обстоятельства, родители и благосостояние влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов.
  8. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.
  9. Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда руководитель полностью контролирует действия подчиненных, а не полагается на их самостоятельность.
  10. Мои отметки в школе, в институте часто зависят от случайных обстоятельств (например, настроения преподавателя) больше, чем от моих собственных усилий.
  11. Когда я строю планы, то, в общем, верю, что смогу осуществить их.
  12. То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий.
  13. Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства.
  14. Если люди не подходят друг другу, то, как бы они ни старались, наладить семейную жизнь все равно не смогут.
  15. То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими.
  16. Люди вырастают такими, какими их воспитывают родители.
  17. Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни.
  18. Я не стараюсь планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства.
  19. Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и уровня подготовленности.
  20. В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной.
  21. Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств.
  22. Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определить, что и как делать.
  23. Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней.
  24. Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своих делах.
  25. В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают.
  26. Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся обстоятельствах.
  27. Если я очень захочу,  то смогу расположить к себе почти любого.
  28. На подрастающее поколение влияет так много обстоятельств, что усилия родителей по его воспитанию часто оказываются бесполезными.
  29. То, что со мною случается, — это дело моих собственных рук.
  30. Трудно бывает понять, почему руководители поступают именно так, а не иначе.
  31. Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего, не проявил достаточно усилий.
  32. Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, что хочу.
  33. В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще были виновны другие люди, чем я сам.
  34. Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно одевать.
  35. В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы не разрешатся сами собой.
  36. Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения.
  37. Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи.
  38. Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.
  39. Я всегда предпочитаю принимать решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей или на судьбу.
  40. К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания.
  41. В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании.
  42. Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя.
  43. Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей.
  44. Большинство моих неудач произошло от неумения, незнания или лени и мало зависело от везения или невезения.

Обработка результатов теста-опросника субъективного контроля (УСК):

Этап 1.

Таблица 1 для подсчета «сырых» баллов по 7 шкалам. Подсчитайте сумму Ваших баллов по каждой из семи шкал, при этом вопросы, указанные в столбце «+», берутся со знаком Вашего балла, а вопросы, указанные в столбце   «-», изменяют знак Вашего балла на обратный.

1.       Шкала Ио

+ 2, 4, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 19, 20, 22, 25, 27, 29, 31, 32, 34,. 36, 37, 39, 42, 44

— 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 18, 21, 23, 24, 26, 28, 30, 33, 35, 38, 40, 41, 43

2. Шкала Ид

+ 12, 15, 27, 32, 36, 37

— 1, 5, 6, 14, 26, 43

3. Шкала Ин

+2, 4, 20, 31, 42, 44

— 7, 24, 33, 36, 40, 41

4. Шкала Ис

+ 2, 16, 20, 32, 37

— 7, 14, 26, 28, 41

5. Шкала Ип

+ 19, 22, 25, 31, 42

-: 1, 9, 10, 24, 30

6. Шкала Им

+ 4, 27

— 6, 38

7. Шкала Из

+ 13, 34

—3, 23

Этап 2.

Перевод «сырых» баллов в стены (стандартные оценки). Стены представлены в 10-ти балльной шкале и дают возможность сравнивать результаты различных исследований.

Этап 3. Построение «профиля УСК» по семи шкалам. Отложите свои семь результатов (стенов) на семи десятибалльных шкалах и отметьте так же норму, соответствующую 5,5 стенов.

Ио  __1__________________5,5____________________10__

Ид  __1__________________5,5____________________10__

Ин  __1__________________5,5____________________10__

Ип  __1__________________5,5____________________10__

Ис  __1__________________5,5____________________10__

Им  __1__________________5,5____________________10__

Из  __1__________________5,5____________________10__

Таблица для перевода «сырых» балов в стены

Ио Ид Ин Ип
от до = от до = от до = от до =
-132 -13 1 -36 -10 1 -36 -7 1 -30 -11 1
-13 -2 2 -10 -6 2 -7 -3 2 -11 -7 2
-2 10 3 -6 -2 3 -3 1 3 -7 -4 3
10 22 4 -2 2 4 1 5 4 -4 0 4
22 33 5 2 6 5 5 8 5 0 4 5
33 45 6 6 10 6 8 12 6 4 7 6
45 57 7 10 15 7 12 16 7 7 11 7
57 69 8 15 19 8 16 20 8 11 14 8
69 80 9 19 23 9 20 24 9 14 18 9
80 132 10 23 36 10 24 36 10 18 30 10

 

Ис Им Из
от до = от до = от до =
-30 -4 1 -12 -6 1 -12 -3 1
-4 0 2 -6 -4 2 -3 -1 2
0 4 3 -4 -2 3 -1 1 3
4 8 4 -2 0 4 1 3 4
8 12 5 0 2 5 3 4 5
12 16 6 2 5 6 4 5 6
16 20 7 5 7 7 5 7 7
20 24 8 7 9 8 7 9 8
24 28 9 9 11 9 9 11 9
28 30 10 11 12 10 11 12 10

Анализ результатов. Проанализируйте количественно и качественно ваши показатели УСК по семи шкалам, сравнивая свои результаты (полученный «профиль») с нормой. Отклонение вправо (более 5,5 стенов) свидетельствует об интернальном типе  контроля (УСК) в соответствующих ситуациях. Отклонение влево от нормы (менее 5,5 стенов) свидетельствует об экстернальном типе УСК.

1. Шкала общей интернальности (Ио). Высокий показа­тель по этой шкале соответствует высокому уровню субъектив­ного контроля над любыми значимыми ситуациями. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять, и, таким образом, они чувствуют свою собственную ответ­ственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Низкий показатель по шкале соответствует низкому уровню субъективного контроля. Такие испытуемые не видят связи между своими действиями к значимым для них событиям их жиз­ни, не считают себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство их является результатом случая или действии других людей.

2. Шкала интернальности в области достижений (Ид). Высокие показатели по этой шкале соответствуют высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными со­бытиями и ситуациями. Такие люди считают, что они сами доби­лись всего, что было и есть в их жизни, и что они способны с успехом добиваться своего в будущем. Низкие показатели по шка­ле Ид свидетельствуют о том, что человек приписывает свои ус­пехи и достижения обстоятельствам —- везению, счастливой судьбе или помощи других людей.

3. Шкала интериальности в области неудач (Ин). Высо­кие показатели по этой шкале говорят о развитом чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неприятностях и страданиях. Низкие показатели Ин свидетельствует о том, что испытуемый склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатом невезения.

4. Шкала интернальности в области семейных отноше­ний (Ис). Высокие показатели Ис означают, что человек считает себя ответственным за события, происходящие в его семейной жизни. Низкий Ис указывает на то, что субъект считает партне­ров причиной значимых ситуаций, возникающих в его семье.

5. Шкала интернальности в области производственных отношений (Ип). Высокий Ип свидетельствует о том, что чело­век считает свои действия важным фактором организации соб­ственной производственной деятельности, в складывающихся отношениях в коллективе, в своем продвижении и т.д. Низкий Ип указывает на то, что испытуемый склонен приписывать более важ­ное значение внешним обстоятельствам — руководству, товари­щам по работе, везению — невезению.

6. Шкала интернальности в области межличностных отношений (Им). Высокий показатель свидетельствует о том, что человек считает себя в силах контролировать свои формальные и неформальные отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение и симпатию. Низкий, напротив, указывает на то, что человек не может активно формировать свой круг общения и склонен считать свои межличностные отношения результатом активности партнеров.

7. Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни (Из). Высокие показатели. Показатели Из свидетельствуют о том, что испытуемый считает себя ответственным за свое здоровье: если он болен, то обвиняет в этом себя и полагает, что выздоровление во многом зависит от его действий. Человек с низкими показателями Из считает болезнь результатом случая и надеется, что выздоровление придет в результате действий других, прежде всего врачей.

Валидность шкал УСК демонстрируется их связями с дру­гими характеристиками личности, измеренными при помощи личностного опросника Кэттелла. Человек с низким субъективным контролем (склонный считать свои успехи и неудачи следствием обстоятельств) эмоционально неустойчив (фактор -С), склонен «к неформальному поведению (фактор -G), малообщителен (фактор + Q,), у него плохой самоконтроль (фактор -Q^) и высокая напря­женность (фактор + Q„). Человек с высоким показателем субъективного контроля обладает эмоциональной стабильностью (фак­тор + С), упорством, решительностью (+ G), общительностью (фактор -Су, высоким самоконтролем (фактор + Q,) и сдержанностью (фактор -q().

Интеллект (фактор В) и многие факторы, связанные с экстраверсией-интраверсией, не коррелируют ни с Ио, ни с ситуатив­ными характеристиками субъективного контроля.

Субъективный контроль над позитивными событиями (достижения, успехи) в большей степени коррелирует с силой Эго (фактор + С), самоконтроля (фактор -Q,), социальной экстраверсией (факторы + А; -Су, чем субъективный контроль над нега­тивными событиями (неприятности, неудачи). С другой стороны, люди, не ощущающие ответственности за неудачи, чаще оказываются более практичными (фактор -М), чем люди с сильным кон­тролем в этой области, что нехарактерно для субъективного конт­роля над позитивными событиями.

Бланк к тесту УСК

№_________________________Дата_________________________

Ф.И.О.__________________________________________________

 

-3 -2 -1 0 +1 +2 +3 -3 -2 -1 0 +1 +2 +3
1 23
2 24
3 25
4 26
5 27
6 28
7 29
8 30
9 31
10 32
11 33
12 34
13 35
14 36
15 37
16 38
17 39
18 40
19 41
20  42
21  43
22  44

 

Литература: 

Основы психологии. Практикум./Ред.- сост. Л.Д. Столяренко. Ростов-на-Дону, 1999

27 комментариев

  1. Ирина
    | Ответить

    Здравствуйте! Не могу разобраться как обрабатывать сырые баллы… :( -«Подсчитайте сумму Ваших баллов по каждой из семи шкал, при этом вопросы, указанные в столбце «+», берутся со знаком Вашего балла, а вопросы, указанные в столбце «-», изменяют знак Вашего балла на обратный.»- это как?очень нужно…

    • admin
      | Ответить

      Здравствуйте, Ирина! Большое спасибо, что написали комментарий. Я подкорректировала статью, надеюсь, что теперь Вам будет проще разобраться с использованием теста. Если у Вас возникнут вопросы в обработке и интерпретации данный, то обязательно пишите. Я постараюсь Вам помочь!

      • Ирина
        | Ответить

        Здравствуйте, Алена! спасибо, что ответили. Я правильно поняла? Например: По шкале ИО я получила +34(сумма баллов со знаком +) и -36(сумма баллов со знаком -), по стенам вышло 7 баллов.

  2. admin
    | Ответить

    Ирина, давайте попробуем разобрать этот тест на примере. Например, Вы ответили на 1 вопрос +3, а на 2 вопрос -3. В сумме по шкале Ио у Вас получится -6. Затем, смотрим таблицу перевода сырых баллов в стены. Из таблицы видно, что -6 попадает в интервал от -13 до -2. Следовательно шкала Ио = 2. Только Вы, конечно, считаете все вопросы, а не только первые два, как сделала это я))) Надеюсь, что смогла Вам помочь. Если у Вас что-то не получится, пишите.

  3. Надежда
    | Ответить

    Как описать шкалу интегральности ИМ

    • Аноним
      | Ответить

      Здравствуйте, Надежда. Для начала посчитайте количество баллов по шкале ИМ, затем переведите сырые баллы в стены.

  4. Надежда
    | Ответить

    Что означает высокий показатель и низкий показатель ИМ

    • Аноним
      | Ответить

      Когда Вы переведете сырые баллы в стены,у Вас получится число от 1 до 10. Низкие показатели — это числа ближе к 1, а высокие — к 10.

  5. Мария
    | Ответить

    Здравствуйте, не могу разобраться с обработкой результатов. Перепроверила ответы испытуемого по электронным вариантам теста и получила по шкале общей интернальности сырой балл 2. Но я никак не могу вывести расчет так, чтобы у меня получилось 2. Помогите пожалуйста:
    И.о.+ 0,0,2,0,1,-1,-2,-1,2,-2,-1,2,2,3,0,1,-1,1,0,0,1,3;
    — -1,-3,1,-2,3,-3,-2,1,3,2,0,-3,1,0,1,2,-2,2,3,0,2,0.

    И еще меня интересует вопрос, стены 3, 4 и 6, 7, будут нормой, средним показателем или все таки 3 будет у экстернала, а 7 у выраженного интернала?
    Буду очень благодарна за ответ.

    • Здравствуйте, Мария. При подсчете баллов, которые вы привели в комментарии, у меня получилось 5. Возможно где-то допущена опечатка. Чаще всего в тестировании при определении выраженности рассматриваются крайнее значения шкал, например, 1,2 — может свидетельствовать о выраженном экстренале, а 9,10 — о выраженном интернале. Все остальные значения, которые отклоняются от 5, говорят о преобладании того или иного качества.

  6. Ангелина
    | Ответить

    Доброго дня! Пишу исследовательскую работу, у нас есть группа тестируемых подростков, считали результаты по шкале от -3 до 3 и все наши ребята по шкале ИО оказались экстерналами (ни у кого выше 4 стенов нет), хотя по остальным шкалам все нормально, есть и интерналы и экстерналы. Вот самый обычный пример баллов:
    1 -1 12 2 23 -1 34 -2
    2 -2 13 2 24 1 35 1
    3 -2 14 1 25 -1 36 1
    4 1 15 1 26 1 37 2
    5 -1 16 -1 27 1 38 1
    6 -1 17 -1 28 1 39 2
    7 -1 18 1 29 2 40 2
    8 -1 19 1 30 -1 41 1
    9 2 20 -2 31 2 42 -1
    10 -2 21 2 32 1 43 -2
    11 1 22 2 33 -1 44 1
    У меня получилось по шкале ИО: -6
    И такие низкие баллы практически у всех. Не могли бы Вы пересчитать и написать Ваш результат? Уж не знаю из-за чего такие результаты, но та выходит, что в общем все экстерналы, а по другим шкалам есть и чистые интерналы. Очень буду ждать Вашего ответа!!!

    • Здравствуйте, Ангелина. Я думаю, что это вполне возможно. По другим шкалам в группе тоже проявляются сходные показатели. Возможно, что для подросткового возраста характерны показатели общей интернальности ниже среднего. Например, шкала интернальности в отношении здоровья и болезни у Ваших испытуемых тоже ниже среднего.
      На самом деле, очень интересный профиль получается по приведенным выше результатам, во многом характеризует подростковый возраст. Особое внимание при описании результатов я бы уделила шкале Им. Однако полностью судить о проявлении того или иного субъективного контроля в подростковом возрасте на основе выборки из 11 испытуемых довольно сложно.

  7. Здравствуйте, нашла в литературе упоминание о существовании формы опросника для детей дошкольного возраста. Подскажите есть ли у Вас такая методика. Буду признательна.

    • admin
      | Ответить

      Здравствуйте, Александра. Нет, я не слышала о существовании опросника субъективного контроля для дошкольников. Думаю, что данные характеристики личности дошкольников лучше исследовать с помощью проективных методик или методов арт-терапии.

  8. Аноним
    | Ответить

    я не понимаю как это считать. помогите.

    • admin
      | Ответить

      Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, в чем именно у Вас возникли сложности?

  9. Илья
    | Ответить

    Здравствуйте объясните пожалуйста, как в тесте делать обработку результатов на Этапе №3, объясните на примере пожалуйста, очень долго мучаюсь:(

    • admin
      | Ответить

      Здравствуйте, Илья. После того как Вы перевели сырые баллы в стены в соответствии с таблицей, Вы можете построить профиль УСК, который Вам поможет визуально оценить полученные результаты. Какой параметр больше, какой меньше.То есть, например, по шкале Ио Вы получили 55 баллов — это 7 стенов. На шкале Ио, которая отображена на рисунке, Вы отмечаете точку 7 на промежутке от 5,5 до 10 стенов.

      • Илья
        | Ответить

        А норма как я понял считается 5,5? Если я на рисунке отмечу данные точки, которые у меня получились Ио=5; Ид=6; Ин=2; Ис=2; Ип=8; Им=6; Из=3, то после этого я и сравниваю так какой больше и какой меньше параметр? А в конце получается тогда мне оценить мои результаты полностью по шкалам. Извините ради бога просто немного не до понял вас.

        • admin
          | Ответить

          Илья, я Вас прекрасно понимаю, не всегда получается разобраться с обработкой той или иной методики. И очень здорово, что Вы задаете вопросы, значит Вам действительно интересно. Да, 5,5 считается нормой.Отмечать полученные результаты Вы можете для наглядности результатов. Думаю, Вы уже по значениям можете определить какие показатели у Вас являются высокими, а какие низкими. Анализируя приведенные Вам данные, можно предположить, что для Вас наиболее характерны высокие показатели по шкале ИП и низкие показатели по шкалам ИН, ИС, ИЗ. Остальные шкалы находятся в пределах нормы. Если у Вас возникнут вопросы, обязательно пишите. Я с радостью отвечу!

  10. Илья
    | Ответить

    Спасибо большое, теперь всё стало понятно! Да мне действительно это интересно, если какие-то вопросы у меня возникнут, обязательно напишу.

  11. Ася
    | Ответить

    Здравствуйте,
    Помогите пожалуйста в обработкой.
    Допустим в Ио, со знаком (+) у меня получилось 21, а со знаком (-) получилось 15. Значит общее у меня получается 36 со знаком плюс. По стенам выходит = 6? Правильно? не поняла как подсчитывать сырые баллы.
    Или я суммирую только плюсы?

    • Аноним
      | Ответить

      Здравствуйте, Ася! По шкале ИО у Вас получается +21-15=6, следовательно ИО=3 стена

  12. Арина
    | Ответить

    У меня тоже вопрос про подсчет сырых баллов. Напишите, пожалуйста, подробнее.

    Например, по шкале Ио у меня получилось +26 и -24.
    Сумма сырых баллов 2 или 50?

    • admin
      | Ответить

      Здравствуйте, Арина! Вам нужно из 26 вычесть 24 (26-24), сырые баллы равняются 2, а при переводе в стены Вы получаете по шкале ИО 3 балла.

  13. Снежанка
    | Ответить

    Добрый вечер! У меня вопрос. в колонке со знаком «+» учитывать только положительные ответы, или и отрицательные тоже? и в колонке со знаком «-«?
    Например : Из : колонка со знаком «+» включает вопросы 13 и 34, мне ответили 2 и -2, это получается 0, или только 2 учитывать нужно? и в колонке со знаком «-» — 3,23, ответы -1 и 1 , это получается 0,или только -1 учитываем?

  14. Здравствуйте! Вы должны учитывать баллы как со знаком «+», так и со знаком «-«. Если количество баллов получается 2, -2, то в результате будет 0.

Оставить комментарий