Тест отношений беременной (ТОБ (б)) разработан И. В. Добряковым и предназначен для определения типа переживания беременности у будущей матери [2].
Концептуальной основой создания теста послужила теория психологии отношений В. Н. Мясищева, позволяющая рассматривать беременность через призму единства организма и личности, а также понятие «гестационной доминанты». На основе учения А. А. Ухтомского о доминанте И. А. Аршавским было введено понятие гестационной доминанты.
Под гестационной доминантой понимается направленность всех реакций организма женщины на создание оптимальных условий для развития внутриутробного ребенка. Выделяют физиологический и психологический компоненты гестационной доминанты, которые соответственно определяются биологическими или психическими изменениями. Перинатальные психологи особенно внимательно отслеживают формирование психологического компонента гестационной доминанты, который также получил название «тип переживания беременности».
И. В. Добряков выделяет и описывает пять типов психологического компонента гестационной доминанты: оптимальный, тревожный, эйфорический, гипогестогнозический (игнорирующий) и депрессивный [цит. по 3].
Оптимальный тип отмечается у женщин, которые относятся к своей беременности ответственно, но без излишней тревоги. В этих случаях, как правило, супружеская подсистема зрелая, отношения в семье гармоничны, беременность желанна обоими супругами. Беременная женщина продолжает вести активный образ жизни, но своевременно встает на учет в женскую консультацию, выполняет рекомендации врачей, следит за своим здоровьем, занимается на курсах дородовой подготовки.
Игнорирующий (гипогестогнозический) тип нередко встречается у женщин, не закончивших учебу, увлеченных работой, а также у некоторых матерей, отказывающихся от детей. Возраст женщин с игнорирующим типом переживания беременности может быть разным: от юных студенток, до женщин 30 – 35 лет.
Первые не желают брать академический отпуск, продолжают сдавать экзамены, посещать дискотеки, ходить в походы и т. п., беременность часто застает их врасплох. Работающие женщины, как правило, уже имеют профессию, нередко занимают руководящие посты. Они планируют беременность, но не склонны менять свой жизненный сценарий. У них часто не хватает времени, чтобы встать на учет в консультацию, посещать врачей.
Самое важное в работе психолога с беременными данной группы – замотивировать их на общение с ребенком, на материнство, то есть помочь в создании ценности ребенка.
Эйфорический тип отмечается у женщин с истерическими чертами личности, а также у женщин, длительно лечившихся от бесплодия. Беременность женщин данной группы нередко становится средством манипулирования, способом изменения отношений с мужем, достижения меркантильных целей. Декларируется чрезмерная любовь к будущему ребенку, возникающие недомогания и трудности преувеличиваются. Женщины требуют повышенного внимания, выполнения прихотей. Обычно они посещают врачей и курсы подготовки к родам, но их отношение остается формальным. Этому типу переживания беременности после рождения ребенка соответствует расширение сферы родительских чувств к ребенку, потворствующая гиперпротекция, предпочтение детских качеств ребенка. Нередко отмечается вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания.
Тревожный тип характеризуется высоким уровнем тревоги у беременной, что влияет на ее соматическое состояние. Хотя тревога может быть оправданной и понятной (наличие острых или хронических заболеваний, дисгармоничные отношения в семье, неудовлетворительные материальнобытовые условия и т. п.). В некоторых случаях беременная женщина либо переоценивает имеющиеся проблемы, либо не может объяснить, с чем связана тревога, которую она постоянно испытывает.
Повышенную тревожность нетрудно выявить как врачу женской консультации, так и ведущим курсы дородовой подготовки, однако беременные женщины с этим типом переживания беременности далеко не всегда получают адекватную оценку и помощь. К сожалению, именно неправильные действия медицинских работников, например сказанные неосторожно слова, акцентирование на проблемах со здоровьем, довольно часто способствуют повышению тревоги у женщин.
Большинство беременных женщин с этим типом переживания, став матерями, отличаются повышенной моральной ответственностью, неуверены в своих силах и способности воспитывать ребенка. Воспитание детей чаще всего носит характер доминирующей гиперпротекции.
Депрессивный тип проявляется прежде всего резко сниженным фоном настроения у беременных. Женщина, мечтавшая о ребенке, может утверждать, что теперь не хочет его, не верит в свою способность выносить и родить здоровое дитя, боится умереть в родах. Часто у нее возникают мысли о собственном уродстве. Женщины считают, что беременность «изуродовала их», боятся быть покинутыми мужем, часто плачут.
В некоторых семьях подобное поведение будущей матери может действительно ухудшить ее отношения с родственниками, объясняющими все капризами, не понимающими, что женщина нездорова. Это еще больше усугубляет ее состояние. В тяжелых случаях появляются сверхценные идеи, обнаруживаются суицидальные тенденции.
Гинекологу, акушеру, психологу, всем, кто общается с беременной, очень важно своевременно выявить подобную симптоматику и направить женщину на консультацию к психотерапевту или психиатру, который сможет определить характер депрессии и провести соответствующий курс лечения. К сожалению, депрессивный тип, как и тревожный, нередко формируется у беременной женщины в связи с неосторожными высказываниями медицинского персонала.
После рождения ребенка отклонения в процессе семейного воспитания при этом типе переживания беременности аналогичны тем, что развиваются при тревожном типе, но более выражены.
По данным В. И. Брутмана, в группу женщин с депрессивным типом попадает часть девиантных матерей, например отказниц, а также женщин, для которых характерны эмоциональное отвержение и жестокое обращение с ребенком [71].
Тест позволяет выявлять нервно-психические нарушения у беременных женщин, связывать их с особенностями семейных отношений и ориентировать врачей и психологов на оказание соответствующей помощи.
Простота использования теста дает возможность внедрения его в практику работы женских консультаций, применения акушерами-гинекологами, терапевтами. При выявлении выраженных нарушений у беременных женщин им может быть рекомендовано обращение за помощью к психологу или психотерапевту. Рекомендуется проводить тестирование во втором и третьем триместрах беременности.
Тест может быть использован также с целью определения эффективности оказания психологической помощи и курсов дородовой подготовки: в таком случае он проводится до начала проведения курса либо встреч с психологом и после его завершения. При этом не рекомендуется проводить тестирование чаще одного раза в месяц.
Структура методики
Тест содержит три блока утверждений, отражающих:
- Отношение женщины к себе беременной (блок А).
- Отношения женщины к формирующейся системе «мать – дитя» (блок Б).
- Отношения беременной женщины к отношениям к ней окружающих (блок В).
В каждом блоке есть три раздела, в которых шкалируются различные понятия. Они представлены пятью утверждениями, отражающими пять различных типов. Испытуемой предлагается выбрать один из них, наиболее соответствующий ее состоянию.
Блок А представлен следующими разделами: отношение к беременности; отношение к образу жизни во время беременности; отношение во время беременности к предстоящим родам.
Блок Б представлен разделами: отношение к себе как к матери; отношение к своему ребенку; отношение к вскармливанию ребенка грудью.
Блок В представлен следующими разделами: отношение ко мне, беременной, мужа; отношение ко мне, беременной, родственников и близких; отношение ко мне, беременной, посторонних людей.
Инструкция: «Просим Вас из пяти утверждений, представленных в блоках, выбрать одно, наиболее полно отражающее Ваше состояние».
А
I | 1. | Ничто не доставляет мне такого счастья, как сознание того, что я беременна. |
2. | Я не испытываю никаких особых эмоций, связанных с тем, что я беременна. | |
3. | С тех пор, как я узнала, что беременна, я нахожусь в нервном напряжении. | |
4. | В основном мне приятно сознавать, что я беременна. | |
5. | Я очень расстроена тем, что беременна. | |
II | 1. | Беременность заставила меня полностью изменить образ жизни. |
2. | Беременность не заставила меня существенно изменить образ жизни, но я стала кое в чем себя ограничивать. | |
3. | Беременность я не считаю поводом для того, чтобы менять образ жизни. | |
4. | Беременность так изменила образ моей жизни, что она стала прекрасной. | |
5. | Беременность заставила меня отказаться от многих планов, теперь не суждено сбыться многим моим надеждам. | |
III | 1. | Я стараюсь вообще не думать ни о беременности, ни о предстоящих родах. |
2. | Я постоянно думаю о родах, очень их боюсь. | |
3. | Я думаю, что во время родов все могу сделать правильно и не испытываю особого страха перед ними. | |
4. | Когда я задумываюсь о предстоящих родах, настроение у меня ухудшается, так как я почти не сомневаюсь в их плохом исходе. | |
5. | Я думаю о родах, как о предстоящем празднике. |
Б
I | 1. | Я сомневаюсь в том, что смогу справляться с обязанностями матери. |
2. | Я считаю, что не смогу стать хорошей матерью. | |
3. | Я не задумываюсь о предстоящем материнстве. | |
4. | Я уверена, что стану прекрасной матерью. | |
5. | Я полагаю, что если постараюсь, то смогу стать хорошей матерью. | |
II | 1. | Я часто с удовольствием представляю себе ребенка, которого вынашиваю, разговариваю с ним. |
2. | Я понимаю ребенка, которого вынашиваю, восхищаюсь им и считаю, что он знает и понимает все, о чем я думаю. | |
3. | Я постоянно беспокоюсь о состоянии здоровья ребенка, которого вынашиваю, стараюсь его почувствовать. | |
4. | Я не думаю о том, каким будет ребенок, которого вынашиваю. | |
5. | Я часто думаю о том, что ребенок, которого вынашиваю, будет каким-нибудь неполноценным, и очень боюсь этого. | |
III | 1. | Я не думаю о том, как буду кормить ребенка грудью. |
2. | Я с восторгом представляю себе, как буду кормить ребенка грудью. | |
3. | Я думаю, что буду кормить ребенка грудью. | |
4. | Я беспокоюсь о том, что у меня будут проблемы с кормлением грудью. | |
5. | Я почти уверена, что вряд ли смогу кормить ребенка грудью. |
В
I | 1. | Считаю, что беременность сделала меня еще прекрасней в глазах отца моего ребенка. |
2. | Моя беременность никак не изменила отношения ко мне отца моего ребенка. | |
3. | Из-за беременности отец моего ребенка стал внимательнее и теплее относиться ко мне. | |
4. | Из-за беременности я стала некрасивой, и отец моего ребенка стал холоднее относиться ко мне. | |
5. | Боюсь, что изменения, связанные с беременностью, могут ухудшить отношение ко мне отца моего ребенка. | |
II | 1. | Большинство близких мне людей разделяют мою радость по поводу беременности, и мне хорошо с ними. |
2. | Не все близкие мне люди достаточно рады тому, что я беременна, не все понимают, что я теперь нуждаюсь в особом отношении. | |
3. | Большинство близких мне людей не одобряют то, что я беременна, мои отношения с ними ухудшились. | |
4. | Меня мало интересует отношение к моей беременности даже близких мне людей. | |
5. | Некоторые близкие мне люди относятся к моей беременности неоднозначно, и это меня тревожит. | |
III | 1. | Мне всегда мучительно стыдно, когда окружающие замечают, что я «в положении». |
2. | Мне немного не по себе, когда окружающие замечают, что я «в положении». | |
3. | Мне приятно, когда окружающие замечают, что я «в положении». | |
4. | Мне наплевать, замечают окружающие или нет, что я «в положении». | |
5. | Я не испытываю особой неловкости, если окружающие замечают, что я «в положении». |
Обработка результатов
После выполнения задания необходимо перенести результаты в следующую таблицу, отметив в каждом блоке соответствующую выбранному утверждению цифру (см. таблицу 2).
В нижней строке таблицы – «Всего» – выставляется результат подсчета количества отмеченных цифр (баллов, не суммы цифр!) в каждом столбце. Столбец «О» отражает утверждения, характеризующие преимущественно оптимальный тип психологического компонента гестационной доминанты (ПКГД), «Г» – гипогестогнозический, «Э» – эйфорический, «Т» – тревожный, «Д» – депрессивный.
Тест позволяет не только определить тип ПКГД по преобладанию выбранных утверждений, но и произвести качественный анализ, выявить те отношения, которые нуждаются в коррекции.
На основе результатов исследования беременную можно отнести к одной из трех групп, требующих различной тактики проведения дородовой подготовки и при необходимости, оказания психологической помощи.
Первая группа включает в себя практически здоровых беременных женщин, находящихся в состоянии психологического комфорта, имеющих оптимальный тип ПКГД.
Вторая группа может быть названа «группой риска». В нее следует включать женщин, имеющих эйфорический, гипогестогнозический, иногда тревожный типы ПКГД. У них отмечается повышенная вероятность развития нервно-психических нарушений, соматических заболеваний или обострения хронических расстройств.
Третья группа состоит из женщин, также имеющих гипогестогнозический и тревожный типы ПКГД, но выраженность их клинических проявлений значительно больше, чем у представительниц второй группы. Сюда следует включать всех, имеющих депрессивный тип ПКГД. Многие беременные женщины из этой группы обнаруживают нервнопсихические расстройства различной степени тяжести и нуждаются в индивидуальном наблюдении и лечении у психотерапевта или психиатра.
Таблица 2. Таблица для внесения результатов обследования по «Тесту отношений беременной»
Блоки | Разделы | О | Г | Э | Т | Д |
А | I | 4 | 2 | 1 | 3 | 5 |
II | 2 | 3 | 4 | 1 | 5 | |
III | 3 | 1 | 5 | 2 | 4 | |
Б | I | 5 | 3 | 4 | 1 | 2 |
II | 1 | 4 | 2 | 3 | 5 | |
III | 3 | 1 | 2 | 5 | 4 | |
В | I | 3 | 2 | 1 | 5 | 4 |
II | 1 | 4 | 2 | 5 | 3 | |
III | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | |
Всего |
Литература:
- Психология семейных отношений: учебное пособие / И. С. Морозова, К. Н. Белогай, Ю. В. Борисенко; Кемеровский государственный университет. – Кемерово, 2012. – 424 с
- Эйдемиллер, Э. Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия [Текст] / Э. Г. Эйдемиллер, И. В. Добряков, И. М. Никольская. – СПб.: Речь, 2005. – 333 с.
- Белогай, К. Н. Введение в перинатальную психологию: учеб. пособие [Текст] / К. Н. Белогай. – Томск: ТГПУ, 2008. – 144 с.
- Брутман, В. В. Формирование привязанности к ребенку в период беременности [Текст] / В. В. Брутман, М. С. Радионова // Вопросы психологии. – 1999. – № 3. – С. 38 – 47.
Ольга
Не понятно, как подсчитывать, всего?